Фрисби. Словарь терминов
Небольшая подборка основных терминов, используемых фрисби, и их определений.
Бэкхэнд (Backhand) – стандартный тип броска. Правша выполняет его от левого бока.
Блэйд (Blade) – быстрый, резкий бросок, который летит ребром.
Кат (Cut) – Игрок начинает бежать в одну сторону и резко меняет направление.
Ди или Дифенс (D or Diffence) – защита.
Диск ин (Disk in) – Означает, что диск в игре.
Форс (Force) – при защите блокируется одна сторона броска, принуждая игрока бросать в другую сторону.
Типы форсов (вытеснения, при защите):
- Форс ин (Force in) – принуждает игрока делать бросок в центр поля;
- Форс аут (Force out) – принуждает игрока делать бросок в сторону аута;
- Форс дом/эвэй (Force home/away) – принуждает игрока делать бросок либо в сторону дома (там, где располагаются запасные игроки команды), либо в противоположную;
- Форс форхэнд (Force forehand) – принуждает игрока бросать диск форхэндэм (см. ниже).
- Форс бэкхэнд (Force backhand) – принуждает игрока бросать диск бэкхэндом (см. выше)
Форхэнд (Forehand) – сложный, но очень полезный тип броска. Правша выполняет его от правого бока. Также известен под названием Флик (Flick).
Фэйк (Fake) (финт или обман) – Игрок делает движение, показывая, что будет кидать в одну сторону, но кидает в другую.
Хаммер (Hammer) – бросок из-за головы. После броска диск переворачивается и летит наоборот.
Хэндлер (Handler) – Раскидывающий. Главный «бросатель» в команде.
Лэйаут (Layout) – Прыжок за диском.
Лонг (Long) – Игрок, который позиционируется ближе к зоне соперника. Должен обладать резкими движениями и хорошим ловком.
Мидл (Middle) – Игрок, который позиционируется в центре, помогает раскидывающим, среднее звено между хэндлером и лонгом.
Пик (Pick) – Когда игрок занимает позицию, или двигается таким образом, что мешает движению любого игрока противоположной команды.
Пул (Pull) – Ввод диска перед началом розыгрыша очка.
Стэк (Stack) – Стратегия нападения, где игроки строятся в линию, а затем по очереди выбегают из нее в разные стороны.
Стол (Stall) – Защитник ведет счет до 10 (если на большом поле) или до 8 (если в зале или на пляже). Нападающий должен выполнить бросок до буквы «д» в слове «десять» или до буквы «в» в слове «восемь». Если нападающий не успевает выполнить бросок, защитник объявляет «стол» и происходит смена владения диском.
Ап! (Up!) – То, что ты должен кричать другим игрокам своей команды, когда диск в воздухе.
В буклете ФРИЗБИЙ, выпущенном в 1998 году, автором были предложены русские термины для бросков бэкхэнд и форхэнд. Бэкхэнд был назван непарным броском, т.к. выполняется игроком со стороны корпуса обратной от его бросковой руки (т.е. для правши — слева от корпуса), а форхэнд — парным, ибо он выполняется со стороны бросковой руки. Я считаю эти термины очень удачными, т.к. они легко запоминаются и имеют правильные ассоциации.
Типы непарного броска:
- прямой (straight) — летит из точки А в точку В по прямой.
обводные:
- обычный (roll curve) — летит из А в В по дуге по часовой стрелке (у правши)
- внутренний (инсайдаут) (skip curve or insideout) — летит из А в В по дуге против часовой стрелки (у правши)
- флоатер (парящий) (floater) — медленный прямой слабозакрученный пас, выполняемый открытым (не жёстким) хватом и отдаваемый от груди и выше.
- скип (прыгающий) (skip flight) — бросок, который после касания земли рикошетит и может быть в дальнейшем пойман. В алтимате использован быть не может. На тренировках расценивается как пижонство и вредительство, ибо любой игрок с хорошо поставленными бросками может его выполнить с 1-й попытки, а ни один диск ещё не помолодел от контакта с твёрдым покрытием. Однако, этот пас производит неизгладимое впечатление на новичков и журналистов