Особенности техники скользящих поворотов
Особенности техники скользящих поворотов
1. Одним из необходимых условий скользящих поворотов является присутствие явно выраженной разгрузки в фазе входа в поворот. Это связано с необходимостью в фазе ведения заставить лыжи проскальзывать.
2. Создание ненулевого угла руления с помощью либо вращательного импульса (броска), что характерно для старой французской техники, либо с помощью различного вида винтового движения. Винтовое движение может быть локализовано или в пояснице (характерно для старой австрийской техники), или в коленях и голенях (разворот ступней — бракаж).
3. Традиционным для скользящих поворотов является узкое положение лыж. Данное положение лыж является оптимальным для мягкого снега и, особенно, для целинного и разбитого снега, а так же для бугров.
4. Интенсивная вертикальная работа при спусках по буграм и в крутых тормозящих поворотах на крутых склонах.
5. Активное использование опоры на палку, что особенно характерно для тормозящих поворотов на крутых склонах
Спуски по буграм
На не подготавливаемых склонах в процессе спусков горнолыжников возникает система бугров. Для спусков по буграм необходимо освоить прием вертикальной работы. Первоначально навык амортизирующей вертикальной работы осваивается в косых спусках по бугристому рельефу. Далее происходит обучение повороту на отдельном бугре. Динамика преодоления бугра вкратце сводится к следующему: наезжая на бугор лыжник сгибается в коленях и тазобедренных суставах, принимая сильно сгруппированное положение. Преодолев вершину бугра, лыжник бракажем разворачивает лыжи в нужном направлении и сразу начинает разгибание, по возможности прижимая носки лыж к склону бугра. После освоения поворота на одиночном бугре, можно переходить к спускам по бугристым склонам, вначале сравнительно пологим. В дальнейшем можно осваивать и более крутые склоны. Наиболее простая траектория спусков по буграм — по ложбинкам между бугров. При наличии соответствующих успехов можно осваивать спортивный стиль спусков, который достаточно подробно был описан в работах известных мастеров и чемпионов фристайла — Гропирона и Е. Кожевниковой. Здесь мы согласимся с трактовкой могульных спусков, сделанных этими выдающимися мастерами, в которой они настойчиво предупреждают о недопустимости задней стойки и выталкивания лыж. По этой причине мы подчеркнем свое отрицательное отношение к так называемому техническому приему «авальман» (проглатывание) особенно в форме его первоначальной трактовки, впервые данной автором этой новинки — Ж. Жубером.
Спуски по целинному снегу
Спуски по целинному снегу доставляют истинное наслаждение ценителям горных лыж. В последнее время наметился подъем интереса к спускам вне трасс и, особенно, по свежевыпавшему целинному снегу. Динамика спусков по целине (особенно на крутых склонах) напоминает динамику спусков по бугристому рельефу. Но кроме вертикальной работы в данном случае необходимо освоить навыки поддержания равновесия. Поэтому все движения должны быть плавными и достаточной амплитуды для амортизации погружения лыж в снег и создания достаточной разгрузки. Первые спуски нужно начинать совершать по легкой неглубокой целине (не выше колена) с подложкой. Вначале нужно преодолеть страх к целине и отсутствию постоянной опоры и погружению лыж под снег. Психологический аспект целинных спусков (отсутствие страха) определяет на 70% их успех. Идеальное положение лыж в целине — узкое с равномерной загрузкой обеих лыж. Современные целинные лыжи (например, типа Pocket Rocket) существенно облегчили спуски по целине. Эти лыжи легко всплывают в толще целинного снега и позволяют делать повороты на самых крутых склонах и тяжелом снегу. Еще раз остановимся на распространенном заблуждении относительно задней стойки в целинных спусках. Утрированная задняя стойка затрудняет набор скорости и приводит к глубокому погружению лыж в снег. Поэтому, уловив равновесие, смелее переходите в центральную стойку и увеличивайте скорость спуска.
Авторы материала: Владимир Алешин и Виктор Данилин (www.ski-school.ru)