Почему лавины в России так опасны?
4 марта 2007 года в Красной Поляне лавина унесла жизнь 10-летнего мальчика. Во всем мире горнолыжники и сноубордисты гибнут под снежными завалами — но почему в России смертей намного больше по сравнению с прочими курортами?
«Президентский» курорт Красная Поляна — один из наиболее цивилизованных и освоенных курортов России. Казалось бы, страшная трагедия там невозможна: за склонами всегда следят, они оснащены системами предупреждения лавин, при неблагоприятных погодных условиях громкоговорители на трассе всегда предупреждают катающихся о состоянии склонов. Почему же трагедия все-таки произошла? И кто в этом виноват?
Ответ на грустный вопрос, как это ни печально, очевиден: в большинстве смертных случаев, связанных с гибелью в горах, виноваты сами катающиеся.
Конечно, родным и близким погибших хочется найти виноватого и обвинить кого-нибудь в утрате (тем более на этот раз в Поляне погиб 10-летний мальчик). Вот и СМИ сообщают нам о том, что прокуратура возбудила дело по факту гибели ребенка…
Только виновных в этой ситуации — кроме классического русского «авося» и «эх, прокачу!» — здесь нет.
Почему за границей факты гибели людей на курортах единичны? Культура горнолыжного спорта там складывалась долгие годы, тогда как в России мы активно катаемся всего пару десятков лет. Трассы во Франции, Австрии, Италии и прочих Европах маркированы и подписаны: для новичков — одни, для хорошо катающихся — другие, для лыжников экстра-класса — фрирайд на неосвоенных склонах. О котором сейчас пишут и рассказывают все, с придыханием говоря о прелестях полета на доске или лыжах по нетронутой целине, о красивейших пейзажах и чувстве адреналина в крови… Порою забывая предупредить о том, что фрирайд, или свободное катание на лыжах и сноуборде по неосвоенным трассам, смертельно опасен для жизни. Что и подтвердили очередные жертвы в Красной Поляне.
Ни один зарубежный горнолыжник не переступит черты, ограждающей освоенные склоны курортов. Конечно, ненормальные люди есть везде, но за границей их процент намного меньше — катающаяся публика понимает, что от этого зависит не только их здоровье, но даже жизнь.
У нас же предупреждения спасательной службы воспринимаются, словно жужжание надоедливой мухи: «Что они там гундят, мы и так все сами знаем! Потому что мы — короли горы!», — думает лыжник-новичок, отправляющийся в лавиноопасный кулуар. Потому что люди со стажем в горах всегда понимают, что со стихией не шутят.
Далее — и за границей есть фрирайд и хели-ски (заброс катающихся на вертолетах на склоны без подъемников). Но это всегда происходит: а) в группе- б) с опытными горными гидами, которые проверяют обстановку, копая шурфы, исследуя снег- в) в обязательном снаряжении, включающем шлем, защиту, рюкзак, лавинную лопату, лавинный щуп, бипер. Без этого оборудования на склон вас никто не пустит — заплатите вы хоть 10 тысяч долларов.
Люди, которые серьезно занимаются фрирайдом, понимают опасность и готовятся к выходу на целину подобающим образом: надевают под одежду специальную защиту, шлем, не выходят на склон без лавинной лопаты, лавинного щупа и бипера — приемо-передающего устройства, который в случае схода лавины четко показывает местонахождение пострадавшего. И всегда катаются в группе — каждый из товарищей должен быть готов помочь попавшему в лавину.
Но не таковы наши российские горе-фрирайдеры, которые слышали о том, что это круто, но не знают, чем это может закончиться. Они не внемлют предупреждениям спасателей и справочных служб курорта, которые объявляют о лавинной обстановке по радио и ставят предупредительные знаки. Они пренебрегают элементарными средствами безопасности, полностью отдаваясь одной мысли: «Я люблю кататься!» И именно они чаще всего гибнут, заставляя родных и близких ненавидеть отдых в горах.
Именно такая ситуация случилась в Приэльбрусье, когда там погибли семеро молодых людей из Москвы. В тот день после обильного снегопада канатные дороги не работали, и ребята поднялись на гору пешком. Не зная, что неопытный проводник завел их в один из самых опасных кулуаров с говорящим названием «Погремушка».
Сошедшую лавину разгребали несколько спаса