Япония
Япония (Ниппон) состоит из цепи островов общей S = 377 873 кв.м. Только 30% территории страны пригодны для жизни людей. Население 128 млн. чел. Плотность населения: Япония – 337 чел./км2 (США – 28 чел./км2, Россия – 7 чел./км2).
9 часов перелета отделяют две из главных столиц мира. Столица Японии Токио располагается на тихоокеанском побережье центрального острова Хонсю. Токио – экономический центр Японии, где сосредоточены головные офисы крупных японских корпораций и медиа-холдингов. Территория города 2 102 кв.м. Население 13 млн. чел. Япония кажется чем-то нереальным, непостижимым, страной будущего, страной ультра хай-тэка и живых роботов с легким налетом национального колорита…
Экономика
Япония всегда казалась нам передовой страной, одним из лидеров мировой экономики. На самом деле экономика страны находится в стадии стагнации. В отличие от Японии, экономика Китая и Тайваня движется семимильными шагами. И совсем скоро Китай займет лидирующие позиции в мире. Япония же пытается решить основные проблемы: безработица, старение населения (сегодня она на 1 месте в мире) и сокращение уровня рождаемости.
Специфика японских предприятий
Японская или американская модели управления? Традиционная японская модель управления жизнеспособна лишь в больших корпорациях. Крупные японские корпорации мало подвержены изменениям. В них все так, как написано в учебниках. Они ориентированы не на краткосрочное получение прибыли, а на рост в долгосрочной перспективе. Поэтому стратегические вопросы могут решаться и согласовываться годами, так к строительству завода в России Toyota приступила только в 2005 году, тогда как начала его обсуждение в 1995. По другой системе устроен бизнес средних и мелких предприятий, где отсутствует пожизненный найм и больше практикуется американский стиль управления. Различаются и менталитет японцев, в зависимости от того, в какой компании они работают. 1. Офисные служащие — классические японцы, о которых мы читали в книгах по менеджменту: покорные, услужливые, не принимающие самостоятельных решений и боящиеся любых изменений, кажутся зазомбированными системой, все строго по правилам. 2. Частные предприниматели и топ-менеджмент больших компаний уже больше похожи на исповедующих американский стиль управления: кажутся независимыми и уверенными в себе, принимающие решения, четко и ясно отвечающие на вопросы, в чем-то похожи на наших бизнесменов.
Доминирование автоматизации производства, групповой менеджмент и всеобщее управление качеством, Just in time – эти свойственные японским предприятиям демонстрировали во время экскурсии по Nissan Motor Co., Tоchigi Plant.
Игрушечные автомобили Nissan. Именно такое впечатление сложилось на экскурсии по производственному цеху Nissan. 83% автоматизации производства, будущий автомобиль движется по конвейеру и рабочий моментально прикручивает/привинчивает детали, происходит все очень быстро, просчитан каждый шаг, каждое движение человека, тележка с инструментами и комплектующими («судно с драгоценностями») движется по четко обозначенному временному графику таким образом, чтобы движения рабочего были минимальны. Конвейер представляет из себя ленту с различными автомобилями: Fuga, за ней Lafesta, далее Tiiga…На сборочный конвейер автомобиль поступает уже именным: отмечено имя владельца и необходимая комплектация. Контроль качества осуществляется на каждом этапе, проверкой занимается Quality manager. Вот только вошел на конвейр окрашенный кузов будущего автомобиля, разворачиваешься на 180 градусов – перед тобой готовенькая Fuga, Z-300 или Skyline, за рулем которой испытатель качества. Готовая продукция подвергается 370 испытаниям качества: от проверки на герметичность до уровня выбросов выхлопных газов. На Nissan мы реально увидели воплощение принципа Just in time, когда процесс поставки и производства отлажен настолько, что человек может получить автомобиль любой конфигурации и цвета Just in 23 days.
Руководство ориентируется на рост предприятия в долгосрочной перспективе.
Забота об окружающей среде и экологии. Значительное внимание уделяется заботе об окружающей среде и экологии (причем не только в рамках страны, но и в мировом масштабе). Любое предприятие, которое мы посещали, в основу бизнеса ставили заботу об окружающей среде. Японские предприятия создают экологичное производство, уменьшая количество выбросов СО2 в атмосферу, а также создают экологичные продукты: от бытовой техники до автомобилей. Крупные предприятия ставят условия своим подрядчикам о соответствии их комплектующих международным стандартам охраны окружающей среды. Тема экологии основная тема в пиаре предприятия.
Конечная цель каждого служащего – войти в состав совета директоров. Явление дымовой трубы – все начинают с одного уровня, кто смог себя проявить – попадает наверх, если труба закрывается, появляется коррупция. Важно, чтобы дым спокойно выходил из трубы.
«Кружки качества» — есть кружки, которые за 1 совещание предлагали до 20 кайдзен (предложений по усовершенствованию). Но это не только профессиональное совершенствование, это и место духовного роста. Здесь коллеги обсуждают и личные вопросы.
Японская забастовка: за месяц сотрудники предупреждают руководство о забастовке, в день ее проведения они все работают, но одевают на руку повязку с надписью: Мы бастуем, мы не довольны. А вечером после работы это еще раз обсуждают. Забастовка в любом случае является серьезным сигналом для руководства.
Игрушечная страна: рабочие столы завалены маленькими игрушечками, ими увешены мобильные телефоны и сумочки, нередко можно встретить классически одетого мужчину, из кармана пиджака которого свисает маленькая машинка или медвежонок…
Знакомство с передовыми технологиями в центре Panasonic
В центре нам продемонстрировали то, что будет внедрено через 10 лет. Разработанные на перспективу технологии уже работают в тестовом режиме. Как оказалось, 10 лет это краткосрочная перспектива. Очень многое из того, что еще находится в стадии разработки и рассчитано на многие десятилетия вперед, нам естественно не озвучили.
Шоурум разделена на несколько секций и состоит из Today и Future. В настоящем стоят плазменные панели Vierra, цифровые фотоаппараты и видеокамеры со стабилизатором изображения, маленькие ноутбуки, экологичные стиральные машины с встроенным фильтром, умная бытовая техника и электроника. В будущем мы смотрели на огромную плазму 3х2 м, управляемую как с помощью пульта, так и сенсорно. Это не просто панель для просмотра видео изображения, причем с увеличивающимся и уменьшающимся его размером, а также виртуальное пианино, начинающее звучать от прикосновения пальцев, спортивные игры и многое другое. Потом нас проводили в зал, где продемонстрировали трехмерный (со специальными очками) презентационный фильм Panasonic.
Затем мы проследовали в дом будущего – нечто похожее на то, что показывают в фантастических фильмах – небольшая квартира с парой комнат и кухней. Идеально белая, в ней все необходимое для жизни: кровать, измеряющая давление и ритм сердца и автоматически гасящая свет и музыку, как только человек погружается в дремоту и засыпает. Пульт управления жизнью во внешнем мире: не выходя из дома можно заниматься шопингом, изучать историю и много еще чего. К примеру, просматривая показ мод, нажав соответствующую кнопку на пульте управления, Вам показывается производитель и стоимость той или иной детали одежды, или прогуливаясь по одной из улиц (внедрено в районе Асакусы), можно заглянуть в магазины, увидеть наличие товаров, их стоимость, размеры и т.п. Все это происходит так, как будто Вы реально зашли в магазин, а описание деталей отображается отдельным списком на экране.
Сложно представить, о чем думают сегодня те люди, которые занимаются разработкой будущего и упрощением жизни человечества.
Все в телефоне
Телефон для японца почти что культ. Здесь все – от редактирования фотографий до оплаты различных счетов. Подавляющее большинство телефонов – раскладушки. Новейшие модели разработаны под просмотр высококачественного изображения – мобильного телевидения. Ведутся разработки по оснащению мобильных телефонов чипами. К примеру, с помощью такого телефона можно забронировать и оплатить гостиницу в любой стране мира, а чип будет являться ключом к двери забронированного Вами номера в гостинице.
Автомобили
Доминируют в Японии Toyota и Nissan, часто встречаются леворукие Mercedes, BMW и Porsche. Mitsubishi не пользуется популярностью у японцев из-за репутации ненадежного автомобиля. Содержать автомобиль в Японии накладно из-за высокой стоимости парковок и топлива. Срок эксплуатации автомобиля 2 года, после двух лет стоимость ТО настолько возрастает, что выгоднее купить новый автомобиль.
Все лучшее – Японии
Японцы заботятся о качестве своей жизни, поэтому производят товары высокого качества, импортируют только качественные товары. Здесь не встретишь ширпотреба, которым у нас завалены магазины. Здесь – только известные имена, зарекомендовавшие себя бренды.