Путешествие по Японии. Японцы
На взгляд европейского человека, в Японии много красивых женщин, чего не скажешь о мужчинах. Как любой мегаполис, Токио город многонациональный. Среди иностранцев много тайцев, китайцев и корейцев. Европейцы здесь не редкость, хотя на белых людей японцы все еще смотря как на экзотику. Европейцы, встречающиеся друг с другом на улицах, негласно воспринимают себя земляками, улыбаются, здороваются и легко заводят беседу.
Молчание красноречивее слов
Вы никогда не услышите слово «нет» от японца. Кажется, оно уже исчезло из их лексикона. Даже если прохожий не знает, где находится улица, про которую вы спрашиваете, прямо об этом он не скажет — начнет звонить кому-то, спрашивать у других прохожих… В соответствии с разговорным этикетом японцы всячески избегают каких бы то ни было отрицаний и выражают свое несогласие в традиционно мягкой и вежливой форме. Японцы вообще избегают открытого столкновения мнений, прямых категоричных утверждений, способных задеть чье-нибудь самолюбие. Излюбленная японская пословица гласит: «Молчание красноречивее слов». Возможно, многовековая приверженность именно этому принципу способствовала развитию еще одной национальной черты – интуиции, которая помогает японцам понимать друг друга без слов.
Всегда улыбайся и будь дружелюбным
Более дружелюбной нации не встречала. С одной стороны, японцы как дети: открыто выражают восхищение, восторг и любые положительные эмоции. С другой стороны тщательно скрывают все отрицательные. Проявить недовольство или показать удрученное настроение для японца нонсенс. Дети в них проявляются очень активно. Они кажутся невероятно наивными и выражают свою радость и восторг, как дети.
Молодежь – открытая и дружелюбная, свободная и не обремененная проблемами, в общем, очень похожа на нашу. Молодежь такая же как и у нас – яркая, интересная, общительная и открытая! Во внешнем виде существует определенная мода: темные волосы до плеч окрашены в темно-рыжий цвет и начесаны, в клубах мужчины одевают очки и таким образом становятся похожими друг на друга. У всех японок кривые ножки. Говорят, сказалось их сидение на полу.
Молодежь Японии долго критиковали за жертвование своим «Я» в угоду коллективизму, и вот теперь идеи индивидуальной свободы и самоценности все больше овладевают их умами.Поколение родителей нынешней молодежи обеспечило экономический прогресс Японии. А у современной молодежи, похоже, уже нет цели трудиться в поте лица ради процветания фирмы. Современная японская молодежь больше интересуется собой, и у нее нет желания решать социальные проблемы и улучшать общество. Молодые японцы теперь стремятся к достижению не тех целей, которые навязываются им со стороны, внешними условиями, а тех, которые диктует им их индивидуальный внутренний мир.
Прежде иностранцы, попадавшие в Японию, всегда поражались воспитанности и вежливости японской молодежи. Сейчас молодежь ведет себя раскованно, иногда даже развязно. С одной стороны, это явно свидетельствует о понижении стандартов общественной морали, а с другой — это искусственное выражение роста индивидуального сознания. Раньше японская молодежь стереотипно подражала действиям окружающих. Но теперь они стремятся идти своим путем и создавать что-то свое, неповторимое. Эта тенденция поддерживается некоторыми направлениями в развитии современной технологии. В частности, современными информационно-компьютерными технологиями. Компьютеры не всесильны, но молодежь стремится максимально эффективно использовать их для расширения своего кругозора.
Усиление индивидуализма — большая проблема, и сейчас идут споры, что оно несет Японии. Но дело в том, что причины роста индивидуализма коренятся не столько в субъективных настроениях молодежи, сколько являются следствием объективного хода развития экономики. В прошлом японская экономика строилась на семейном принципе: при системе пожизненного найма человек ассоциировал всю свою жизнь с фирмой, предприятием. Сейчас складывается иная система, которая предоставляет человеку преимущества не потому, что он является служащим фирмы, а по способностям. А от неспособных стараются избавляться, и для Японии это совершенно новый подход. И хотя старшие поколения выступают против развития индивидуализма, его стимулирует само развитие экономики. Поэтому опасения, что по мере взросления молодежь будет возвращаться к коллективным системам ценностей, беспочвенны.
Молодежь сейчас уже не выносит никакого давления извне, никакого навязывания. Индивидуализм японской молодежи — не подражание Западу, а в первую очередь протест против засилья коллективного, группового сознания прежней эпохи. Индивидуализм японской молодежи имеет совершенно иное качество, чем индивидуализм молодых американцев. Американцы выросли в христианской культуре, у них есть представление о Боге, а японцы такого представления не имеют. Появилось много людей, которые хотят зарабатывать деньги разными способами, оптимальными для себя, не встраиваясь в какую-то структуру.
Забота о здоровье. Заботься о ближнем, об обществе, о человечестве
Культура общения японцев восходит своими корнями к древней истории и географии. Окруженность страны со всех сторон морем наложила отпечаток на культуру. В сознании японцев – стремление быть принятым обществом, поскольку социальная изоляция страшнее географической. Сущность нации в принципе — общественное благо в ущерб собственному.
В Токио невооруженным взглядом видна забота об инвалидах: колясочники нигде не чувствуют дискомфорта, светофоры оборудованы звуковыми сигналами для слепых, в метро и на улицах — специальные дорожки для невидящих. В стране все создано для комфортной жизни людей: везде кондиционеры, даже в общественных туалетах, которые очень чистые- в такси двери открываются и закрываются по нажатию кнопки водителем- редко где в магазинах и зданиях встретишь не автоматически открывающиеся двери.
Поскольку Япония страна со стареющим населением, забота о здоровье выходит на передний план. В Токио запрещено купить в общественных местах, на улицах. Предусмотрены специально отведенные места. Питаются японцы здоровой пищей, разрабатывают кухонные приборы, способные обеспечить здоровое питание. Например, парожарка – духовой шкаф по типу микроволновки, который жарит при помощи воды.
Забота об экологии
В городе очень редко встречаются урны. Как правило они располагаются в местах скопления людей и разделяются на контейнеры для разных видов мусора, чтобы в будущем упростить процесс переработки. Японцы стараются экономить воду, электроэнергию, в сознании каждого рядового японца – экология. Он не будет покупать телевизор, если тот изготовлен из экологически нечистого материала, или на производстве, не заботящемся об окружающей среде.
Эргономика во всем. Даже форму одежды в жаркие летние месяцы меняют на рубашки с коротким рукавом с целью экономичного использования кондиционеров и уменьшения выбросов в атмосферу.