Путешествие по трем столицам Японии: Киото, Нара и Токио
Путешествие по трем столицам Японии
Из Токио в Нара нас доставил поезд СИНКАНСЭН — скоростные пассажирские железнодорожные линии. Поезда на этой линии развивают скорость до 270 км/час. Первая линия «Синкансэн» («Новая колея») связала между собой столицу Японии и город Осака в октябре 1964 г., накануне открытия ХVIII летней Олимпиады в Токио.
Секрет «резвости» «поездов-пуль» не только в революционно-новой концепции тяги, при которой моторы посажены на каждую колесную ось. Линии «Синкансэн» прокладывали так, чтобы исключить все регулируемые и нерегулируемые переезды и пересечения с другими видами наземного транспорта. Общая длина линий «Синкансэн» более 3 000 км. Скорость и безопасность являются козырными картами поездов «Синкансэн», они всегда приходят вовремя. Они отправляются с интервалом в 5–6 минут каждое утро и каждый вечер, перевозя ежегодно 275 миллионов пассажиров.
У Министерства транспорта есть план дальнейшего расширения сети «Синкансэн». Скоростные поезда в будущем должны будут добраться через подводные туннели до берегов Хоккайдо и Кюсю, освоить западное побережье Хонсю.
Самая древняя столица Японии – Нара.
В городе проживает 364 тыс. чел. Площадь Нара составляет 212 кв. км. Наряду с огромным количеством памятников истории, архитектуры, культуры в городе имеются предприятия современных отраслей промышленности — текстильной, пищевой и др.
В Нара находится Большой восточный храм (Тодайдзи) – самое крупное деревянное здание в мире, здесь — самая большая статуя Будды в Японии. Большой Будда восседает на лепестках священного лотоса, выплавленного из бронзы. В саду рядом с храмом около сотни прирученных оленей.
КИОТО
Именно в этой старой императорской столице (Киото с 794 до 1868 г. был официальной столицей страны и резиденцией императора) лучше всего можно прочувствовать дух средневековой Японии и насладиться ее красотами. Киото считаются один из лучших образцов японской национальной архитектуры – чего стоит «Золотой павильон» Кинкакудзи (Kinkaku-ji)с покрытой тончайшими золотыми пластинами крышей и уникальным «садом песка», а также лежащий на берегу живописного озера храм Рокуондзи.
КИНКАКУДЗИ Kinkaku-ji — Золотой павильон. Расположен в северной части Киото на территории буддийского храмового комплекса Рокуондзи. Он был построен в 1397 г. Кинкакудзи был включен в список государственных сокровищ.
Этот трехъярусный дворец-храм считается образцом караэ — китайского стиля. Одна из особенностей этого стиля — трехъярусная конструкция сооружения с таким расположением ярусов, которые не превращают постройку ни в трехъярусную башню, ни в трехступенчатую пирамиду. Это достигается гармоническим распределением разных уровней с внутренней симметричностью, причем не в геометрически прямых линиях, а в изогнутых очертаниях.
Первый этаж Кинкакудзи представляет собой своего рода приемный зал. Он окружен верандой, почти выступающей над прудом. Второй этаж немногим отличается от первого, но его интерьер украшен богатой живописью, поскольку на этом этаже размещался зал музыки и поэзии. Третий этаж, отделенный от первых двух выносом крыши, отличается большими арочными проемами окон, очень близкими к буддийской храмовой архитектуре XIV в. Он был предназначен для религиозных церемоний и снаружи и внутри покрыт золотыми листьями на лаковом фоне, за что и получил название Золотой павильон.
Несмотря на три этажа, павильон воспринимается как очень легкая постройка, тесно связанная с окружающей природой. Первые два этажа с большими, свободно просматривающимися галереями почти не представляют замкнутых интерьеров, раздвижные двери дают возможность как бы устранить границу между внешним и внутренним пространством. Прямые, ничем не украшенные подпоры здания гармонируют со стволами растущих кругом деревьев, две его крыши со слегка загнутыми краями напоминают широкие ветви стоящих рядом сосен.
Павильон окружает сад, он был создан в конце XIV в. Уже много веков Кинкакудзи отражается в озере, которое совсем не случайно носит название Кёкоти — Озеро-зеркало. Озеро огромное и глубокое, с прозрачной водой, украшенное многочисленными большими и малыми островами с растущими на них соснами. Из воды поднимаются камни причудливой формы и расцветки. С галереи павильона хорошо видны два основных острова — Остров черепахи и Остров журавля (в дальневосточной мифологии журавль и черепаха являются символами долголетия). И острова, и камни расположены таким образом, что они как бы обрамляют отражение Кинкакудзи в озере, что лишь подчеркивает его изысканную строгость.
Сад камней в храме Райоандзи с 15 камнями, образующими на белом песке пять групп. Рисунок символизирует тигра-мать и ее детенышей, плывущих навстречу ужасному дракону.
Киёмидзу, Храм чистой воды, посвященный богини милосердия Каннон. Многоярусный комплекс здания самого храма подобен кораблю, пришвартовавшемуся к вершине скалы. Отсюда открывается великолепный вид на город. Храм был основан в 1633 году. Территория храма представляет собой большой парк с аллеями японской декоративной сакуры и клена. Холл тридцати трёх отсевов (Сандзюсангэдо)- действующий храм, строительство которого относится к 1164 году. Своё название он получил из-за того, что все помещения делятся опорными колонами ровно на 33 отсека. Этот храм славится огромной деревянной статуей тысячерукой богини милосердия Каннон, сидящей на цветке лотоса. Ее окружает еще 1001 позолоченная деревянная статуя богини с человеческий рост, а также 28 верных последователя Каннон.
В Киото сохранился целый квартал — Гион, где гейши живут уже более двухсот лет. Традиционные двухэтажные дома с четкой геометрией наружных решеток сегодня, в отличие от прежних времен, выглядят загадочно скрытными. Раньше этот квартал наряду с гейшами населяло множество мастеров художественных ремесел, которые обслуживали их. Они создавали кимоно, украшения, обувь, различные аксессуары, музыкальные инструменты, веера, предметы быта. Потомки некоторых из них продолжают здесь жить и работать для гейш, усиливая тем самым атмосферу заповедности этого района.
Гейши Киото
Гейши Киото— самые известные в стране. Они стали частью традиционной культуры, которая делает этот город столь привлекательным. Их можно увидеть на разных празднествах — они проводят чайные церемонии, дают небольшие представления и одним своим присутствием привносят аромат старины.
Каждый год в мае со всей страны в Киото съезжаются желающие полюбоваться танцами майко — учениц гейш. Внешне они выглядят как взрослые гейши — в таких же замечательных кимоно, только концы парчовых поясов оби не завязаны, а распущены сзади. Это красивое зрелище стало одним из фестивалей национальных традиций.
Только в Киото существует школа, где девочек с семи-восьми лет начинают обучать искусству гейш — умению петь, танцевать, гримироваться, надевать и носить кимоно, играть на сямисэне — трехструнном инструменте с длинным грифом, проводить чайную церемонию, различным развлекательным играм и, конечно, особому мастерству беседы с мужчинами. Считается, что одной из основных причин притягательности гейш для японских мужчин является их раскрепощенный разговор, естественное общение с ними и умение польстить мужскому самолюбию, что никогда не могли себе позволить женщины других социальных слоев, связанные традиционными условностями, которые сформировали, точнее, сковали женский национальный характер.
В наше время, когда в Японии действует закон об обязательном девятилетнем образовании, майко может перейти в разряд гейш только после окончания второй ступени средней школы, т. е. не ранее 15–16 лет. Из Киото молодые гейши разъезжаются по всей стране.
Сегодня профессия гейши является такой же, как и любая другая творческая деятельность, но времени она отнимает очень много. В 1995 году гейши Киото позволили себе коллективное возмущение своими условиями работы, которые почти не оставляют им личной свободы. Этот фактор вместе с конкуренцией со стороны хостес — девушек в европейских ресторанах и барах, в чьи обязанности также входит развлечение гостей, приводит к сокращению числа гейш. В конце 1920-х гг. их было около 80 тысяч, в конце 1980-х — уже около 10 тысяч, и эта цифра уменьшается.
Нынешние гейши — своеобразный осколок старого феодального уклада жизни. Оказавшись в совершенно иной социальной и культурной среде, они как явление безусловно претерпели определенные изменения, но сохранили основное свое назначение — утонченно развлекать гостей. Известно, что сегодня вечер с гейшами стоит немалых денег, само их присутствие, даже весьма краткосрочное, означает высокий уровень банкета. Развлекая гостей, гейши создают для них особую атмосферу комфортности, игровой занимательности и по мере потребности интеллектуального общения.
Последнее требует от гейш еще и образованности, особенно в области классической восточной литературы и поэзии. Но все-таки вряд ли стоит идеализировать мир гейш. В нем, как и в среде актеров, всегда существовали разные уровни — соответственно таланту и мастерству. Если гейши высокого ранга появляются на банкете ненадолго и мало общаются с гостями, демонстрируя главным образом свое искусство, то их «коллеги» попроще весь вечер могут провести, непринужденно общаясь с клиентами, иногда не отказываясь принять от гостя и чашечку сакэ.
Сегодня высшую ступень в иерархии занимают таю-сан, своего рода гейши-аристократки. Они ангажированы почти исключительно на официальные правительственные и полуофициальные приемы в чайных домах, на которых японские государственные деятели и бизнесмены решают порой весьма важные политические и экономические вопросы.
Токио
Токио. Предвкушаешь, что попадешь в город будущего, а на самом деле попадаешь в прошлое. 10 лет назад этот город казался сказочным, космическим. Сегодня если Вы мечтаете увидеть модный хай-тек, металл и неон – поезжайте в Китай, Малайзию или Тайвань, и уж никак не в Токио. Глобализация и стагнация в экономическом развитии превратили великий город загадочной страны в обыденный мегаполис с макдональдцами, кокой-колой и несуразными высотками, украшенными цветной рекламой. По словам местных, самурайских дух нации канул в лету, женщин захлестнула волна эмансипации, традиционное понятие семьи и национальных устоев постепенно исчезает.
Обсерватория на 45 этаже
Если хочется осознать Токио как один из центров мировой экономики, тогда Вам – прямая дорога в «каменные джунгли» Синдзюку, застроенные трехуровневыми эстакадами. На 45-ом этаже здания Токийской мэрии, воздвигнутой знаменитым Кензо Танге и представляющей собой сдвоенные 244-метровые башни, находится смотровая площадка. Оттуда открывается впечатляющий панорамный вид на близлежащие небоскребы, принадлежащие ведущим японским и мировым компаниями, огромные урбанистические пространства остального Токио с зелеными квадратами парков и, если повезет с погодой, даже на гору Фудзи. Японцы говорят, что если Фудзи-сан не видно, то она стесняется…
Восточный Сад Императорского Дворца
Был когда-то частью частного сада императора. В непосредственной близости от банков и офисов финансового округа расположен райский уголок среди бушующего города. Многие годы назад этот сад представлял собой самую большую в мире крепость сегуната Эдо, с тех пор он сильно потерял в размерах, но и в наши дни достаточно велик для долгой прогулки.
Гинза (Ginza)- наверняка каждый слышал о Гинзе, где самые высокие цены на недвижимость в мире, также цены в ресторанах и клубах достойны внимания.
Здесь же, на знаменитом Йон-чоме — Четвертом перекрестке — расположенном на самой дорогой земле на планете, находится исполненное в стиле ар-нуво здание легендарного универмага эксклюзивных товаров Waco, построенное еще в конце девятнатцатого века.
Асакуса — район в Токио. Здесь шумно, многолюдно и празднично, несмотря на то, какой на календаре день. Популярность Асакусы связана с великолепным храмовым ансамблем Сэнсодзи, или, как его просто называют в народе, храмом Каннон.
Каннон — одно из самых почитаемых божеств буддийского пантеона, богиня милосердия и сострадания,олицетворяющая бесконечную доброту и заботу о всех страждущих. Ансамбль Каннон занимает достаточно большую, но компактную, правильной, почти квадратной формы территорию. Восстановлены сооружения трех основных ворот — Каминаримон, Нитэммон, Ходзомон. Каминаримон (Ворота грома) в нынешнем виде воссозданы в 1960 г., почти через сто лет после рокового пожара, уничтожившего подлинник.
От Каминаримон к главному зданию ведет всегда празднично украшенная улочка Накамисэ, по сути являющаяся бесконечной чередой магазинов (отсюда и ее название — «среди лавок»). С древних времен около храмов шла бойкая торговля не только культовыми предметами, амулетами и сувенирами, но и всякой всячиной, включая еду. Не нарушена эта традиция и здесь, причем большинство лавок торгует отнюдь не «божественным»: обувью, одеждой, сумками. Расчет на то, что пребывающий в хорошем, праздничном настроении посетитель Асакуса обязательно что-нибудь купит.
«На закуску» оставьте то, что путеводители всех стран мира называют trendy areas — молодежные районы Харадзюку, Сибуя и Аояма. Узкие улочки Харадзюку являются средоточием модных японских и мировых брэндов уличной одежды и аксессуаров. Сибуя – это своеобразный подиум «высокой уличной моды», место сбора японских тинейджеров, за субкультурой которых внимательно наблюдают ведущие фэшн-дизайнеры мира. А близлежащая Аояма – с ее линиями европейских и американских бутиков в районе бульвара Омотесандо – бросает вызов самой Гинзе! Но даже среди ее блеска выделяется стеклянный — огненно-желтый ночью и прозрачно-матовый днем — умопомрачительный шестиэтажный билдинг PRADA – архитектурный шедевр, созданный Жаком Херцогом и Пьером де Мероном.
Акихабара — символ достижений японского гения в сфере бытовой электроники. В этом квартале сосредоточена добрая сотня магазинов и магазинчиков, торгующих бытовой электротехникой и электроникой. Это — Мекка японской электроники, ее сияющая витрина, шоу-рум. Через турникеты станции Акихабара ежедневно проходят более 130 тысяч пассажиров, а по субботам и воскресеньям — треть миллиона. Каждый пятый из них — иностранец. И все они устремляются в лабиринты Акихабары, растекаясь по этажам и подвалам ее магазинов и салонов. Так продолжается с 1960-х гг., когда только что созданная гражданская радиоэлектронная индустрия страны потребовала прямого выхода на массового потребителя.
Подсчитано, что японцы тратят за год около 6 триллионов иен на бытовую электронику. 5 процентов этой суммы приходится на магазины Акихабары. Однако за последние три-четыре года товарооборот квартала падает на 7–10% ежегодно. Экономическое положение страны — его взлеты и падения — легко оценить по ситуации на Акихабаре, способной служить градусником деловой активности. Оживления конъюнктуры сопровождались массовым паломничеством сюда толп покупателей. А в периоды застоя продавцы подавляют зевоту, прогуливаясь в пустых торговых залах перед стеллажами, битком забитыми разнообразнейшим товаром. Все ожесточеннее становится конкуренция Акихабары с универмагами, салонами, магазинами в других районах и городах, стремящимися выжить за счет снижения розничных цен почти до уровня акихабарских.
ЦУКИДЗИ — крупнейший рыбный и овощной рынок японской столицы.
Через Цукидзи ежегодно проходит 660 тысяч тонн морепродуктов, что само по себе превращает этот маленький райончик Токио в уникальное явление. Ведь именно на этом пятачке сосредоточено 87 процентов всей оптовой торговли рыбой и морепродуктами в стране. 40 тысяч тонн приходится на свежемороженого тунца, 20 тысяч тонн — на мороженого осьминога, столько же — на макрель, около 17 тысяч тонн — на кальмары, 10 тысяч тонн — на сардины и т.д и т.п.
На Цукидзиможно встретить рыб, моллюсков, морские водоросли едва ли не из всех морей и океанов планеты.
Токийский, самый оживленный Центральный оптовый рынок Тсукиджи-Маркет, открытый 24 часа в сутки, обычно начинает прием рыбной продукции около полуночи …
За один день на рынке Тсукиджи-Маркет переваливается около 2500 тонн рыбной продукции, стоимость которой соответствует 22-23 миллионам долларов …
Это крупнейший рыбный рынок не только в Азии, но и в мире. Ежедневно с самого раннего утра на площади 230,000 квадратных метров продается свыше 4,000 тонн свежевыловленной, соленой, сушеной, мороженой рыбы и морепродуктов. Разнообразные представители морской и речной фауны плавают в чанах и прочих приспособлениях, обложены льдом, аккуратно упакованы в разнообразные коробки из пенопласта с миниатюрными аппаратами подачи кислорода. И хоть рынок ориентирован на оптовых покупателей, вам продадут понравившийся кусок свежайшего тунца, упаковку красной икры или живого осьминога.
Отправляться на рыбный рынок Цукидзи следует глубоко ночью, поскольку разнообразные рыбные аукционы стартуют ориентировочно с 5-00 утра, а сама торговля и приготовления к ней начнутся после 3 часов.
Предлагаем переместиться в другой отсек рынка, на поиски рыбных аукционов, и тунца, в частности. Огромные туши рядами выложены для прохождения ветеринарного контроля. Рядом, в отсеке с минусовой температурой, готовят к продаже замороженного тунца. Торговля происходит стремительно, собирается несколько человек, ведущий аукциона что-то громко объявляет, взмах рукой и покупатели перемещаются далее. К 11-00 утра торговля окончательно стихнет.
Токийский Диснейленд только японцы могли умудриться сделать Диснейленд чище и красивее, чем сама Организация Диснея. Практически точная копия своего собрата в США, только немного больше. На выходных или во время праздников можно простоять в очереди 30-40 минут на самые популярные аттракционы