Почему нет красивых графити в Нижнем Новгороде
7 июля 2002 года была проведена акция в поддержку нижегородских граффитчиков. Мы вышли на улицы нашего города с вопросам к нижегородцам, должны ли существовать рисунки граффити на стенах наших домов. Людям мы показывали фотографии как пример. Опросили порядка 40 человек в возрасте ориентировочно от 6 до 60 лет, и (что меня поразило!) не услышали ни одного отрицательного ответа. Даже бабульки высказались в поддержку граффитчиков, ссылаясь на то, что жизнь у них скучная, а яркие граффити привнесут положительные эмоции.
Молодежь говорила в основном о том, что хип-хоп культуру необходимо поддерживать со стороны властей, поскольку для молодежи это не просто возможность самореализации, но и отвлечение от улицы, дурных компаний и пр. К тому же, раз муниципальные органы власти не в состоянии отремонтировать улицы города, то пусть уж молодежь (совершенно безвозмездно предлагающая свою помощь! – с краской за свой счет) избавит нас от унылого вида обшарпанных стен в городе.
Всему этому предшествовал поход к главному художнику города. Мы на собственном опыте убедились, что бюрократия жила, живет и будет жить. Stan подробно рассказал об этой встрече в статье «Почему нет красивых граффити в Нижнем Новгороде».
Почему нет красивых граффити в Нижнем Новгороде.
Потому что: город пропитан мещанской атмосферой, плохо пахнущим воздухом мелкого купечества, так и не выветрившимся за времена СССР, и даже наоборот приобретшем более устойчивый аромат.
Этот аромат в менталитете нижегородцев, средних обывателей, по сути своей маргиналов. В результате мы живем в городе, в котором власть для маргиналов, культура для них же, искусство на уровне понятном опять же серому обывателю автозавода, сортировки и сормова.
Нет красочной сочной рекламы, нет иных элементов городского дизайна приковывающих глаз, хотя – стоп! Есть. Есть такие специфические надписи типа: смерть, месть! Лдпр! Лебедев то, Булавин се, а Скляров вообще мол что-то с чем-то. Эти надписи местами коряво закрашенные, местами оставшиеся на всеобщее обозрение – тоже кстати называются граффити. Разрешения на него официально никто не дает, но в период выборов вспоминают о нем многие.
Есть еще сотни стен, ужасающе разных – грязных бетонных, облезло-желтых, дряхлеюще исторических – все они представляют особую ценность — историческую и культурную для всего городского населения, по мнению товарищей ХУ(одна буква пропущена)дожников из муниципального отдела городского дизайна.
Вот вам раунд вопросов и ответов, который мог бы прозвучать при моем недавнем посещении этого весьма «культурного» отдела:
Мы:
— Здравствуйте, мы хотим вам предложить оформить одну из стен в центре города красочным граффити. Профессиональность и качественность гарантируем. Фотографии работ прилагаем, наши эскизы тоже.
ХУ:
— Шли бы вы лучше за свои деньги ремонтировать подъезды и в них рисовали, так было бы лучше.
— И вообще, у вас агрессия в рисунках, несите справку от психиатра.
Мы:
— Но мы хотели бы что бы для всех, что б изменить хотя бы минимально общественное сознание и сдвинуть с мертвой точки. Скучно же и блекло!
ХУ:
— Ну а зачем? Нам и так сойдет. Вот возьмете и испортите нам бетонный забор (от рождения своего не крашенный и заляпанный листовками). Кто потом его перекрашивать будет? (а что собирались?)
— Нам нужно что бы работа вписывалась в ландшафт, в окружающие строения! (предложите художнику нарисовать картину под цвет и фактуру обоев, подозреваю у вас появиться шанс увеличить свой запас матерных слов).
— Предоставьте нам план работ. С фотографиями стен до, с компьютерным монтажом – после. С цветами, пропорциями! Тогда мы еще посмотрим! (ребята заплатите мне за это деньги, которые обычно платят за разработку макетов, планов, чертежей и прочего, с радостью сделаю. А пока -…)
Мы:
— Я: почему в других городах не возникает проблем с этим? Почему легальное граффити есть в Москве, Питере, Чебоксарах и маленьком Нижнекамске?
ХУ:
— Вам тут не Чебоксары! (кто бы сомневался! Чебоксары самый благоустроенный город России 2002, Нижнекамск поимел это звание в 2001 – Нижний никогда не дойдет даже до полуфинала этого конкурса).
Нижний с его чиновниками
и серым обывателем – это город старая дева. Которая будет брюзжать на все и вся, не зная никогда в жизни чувства удовлетворения, потому как радости, доступные ей – это всего лишь дешевый суррогат, жвачка для масс.
Давайте все дружно покроемся плесенью.
Факты:
Чебоксары. 1997 – начинающие райтеры с нулевым опытом за плечами приходят к главному художнику города — замечательная прогрессивная женщина, занимающая этот пост, выделяет стены в центре города и деньги на баллоны. Так появилось первое чебоксарское граффити.
Нижнекамск 2002 – город с еще более убогими обывателями, чудом преображается. 150 квадратных метров стены отдан городскими властями на проведение фестиваля паблик арт. Заброшенные семена в ментальность города, дадут свои всходы уже совсем скоро, когда подрастет поколение привыкшее к граффити, и не боящиеся цветной стены.
Москва, Питер – россыпь легальных стен для рисования… Частые фестивали.
Stan One.
Эскизы: Zmey