Соревнования по аквабайкам, июнь 2005
12 июня нижегородцы, почувствовав разгар лета, направились на гребной канал, где происходило сразу несколько мероприятий. В рамках празднования Дня России состоялся турнир по фрисби (игра с летающей тарелкой) с участием спортсменов из Франции и Великобритании, соревнования по скейтбордингу, авиашоу…
Однако самым зрелищным мероприятием стали гонки на гидроциклах. Этот особый вводно-моторный вид спорта – неотъемлемая часть летнего сезона. С каждым годом он набирает все большую популярность у любителей больших скоростей и маневренной езды.
Жаркое солнце всех тянуло на пляж. Участники, волей-неволей проводившие по несколько часов в воде, которая еще не успела прогреться, экипировались по полной программе – гидрокостюмы, гидротапки, спасательные жилеты, самые отчаянные запаслись шлемами.
Пока судьи оборудовали трассу, пытаясь максимально ее усложнить, участники активно готовились к стартам, оттачивая технику поворотов и динамику скорости.
Как ни странно, все самое интересное происходит до и после соревнований – спортсмены натренированы, в день соревнований используют максимум собственных ресурсов – умений и навыков, но в свободном катании меньше страха сделать ошибку, поэтому лучшие трюки получаются в это самое время. Удивительно, как на аквабайке возможно крутиться на пятачке или подлетать на несколько метров над водой! И все это демонстрировали участники перед соревнованиями. «Мы так обычно развлекаемся, это добавляет адреналина при катании, — говорит участник соревнований Илья Комаров. – Сама скорость неинтересна – на воде больше сотни не поедешь, а вот умело войти в поворот, выпрыгнуть из воды повыше или, наоборот, нырнуть под воду на стоячке – это уже более экстремально, здесь-то и требуется мастерство».
«Стоячка» — стоячий гидроцикл — это чисто спортивный снаряд со сложной системой управления, минимальным размером и максимальной мощностью. Новичку сложно будет даже стартовать – здесь не обойтись без специальной техники. При этом важно как можно быстрее разогнаться: управляемость стоячий аквабайк приобретает именно на большой скорости. В общем, грамотно управлять им очень сложно, а о каком-либо комфорте говорить не приходится.
Сидячие же аквабайки бывают двухместные и трехместные, но спортивными считаются только одноместные. Сидячие гидроциклы менее агрессивны, менее маневренны, они предназначены для более спокойное езды.
Соревнования проводились в трех классах: класс сидячих гидроциклов, класс стоячих гидроциклов и класс несерийный водных мотоциклов.
Несерийными считаются «заряженные», тюнинговые аквабайки – более мощные с отлаженным двигателем, настроенным на воду. Чтобы подготовить гидроцикл к серьезным стартам, на тюнинг придется потратить сумму, равную стоимости самого водного мотоцикла – от 9 до 15 тыс. долларов. В нашем городе пока нет «заряженных» аквабайков, поэтому участников в этом классе специально привезли из Москвы. Впрочем, их присутствие больше походило на показательные выступления – не тот статус мероприятия.
Гонки для всех классов проводились в три этапа по 15 минут. Все это время участники находились на пределе своих возможностей – гонки требовали большой физической силы, выносливости, координации движений и ловкости. Аквабайкеры должны обладать рядом качеств, чтобы достойно выступать на соревнованиях. Они должны быть физически выносливы, обладать хорошей реакцией, иметь повышенный порог опасности – чтобы делать то, что обычным людям страшно. Поэтому неудивительно, что среди аквабайкеров немало автогонщиков.
В соревнованиях по гидроциклам далеко не все решает техника. Мастерство водителя, пожалуй, здесь доминирует, что наглядно продемонстрировала финальная гонка на сидячих гидроциклах – она и стала кульминационной. В финале за лидерство бились двое участников на одинаковых аквабайках Bombardier Sea-Doo RXT с мощностью двигателя в 215 лошадиных сил. Эта модель — последняя самая мощная разработка Bombardier! Третий участник выступал на обычном Bombardier Sea-Doo GTI с мощностью в 90 лошадиных сил.
Победу одержал Дмитрий Ворохов на Bombardier Sea-Doo RXT, опередивший соперников на несколько кругов и державший лидерство на протяжении всей гонки. А другой участник, на таком же гидроцикле, через несколько кругов отстал от соперников, а затем вообще сошел с трассы. Таким образом, вторым к финишу пришел Илья Комаров на менее мощном Bombardier Sea-Doo GTI, продемонстрировав хорошую технику управления аквабайком.
Места победителей распределились следующим образом:
Спортсмены на стоячих гидроциклах:
1 место Аверин Антон
2 место Решенкин Алексей
3 место Лебедев Андрей
Участник на несерийных водных мотоцикл (москвичи)
1 место – Яшков Родион
2 место — Жевченко Арсений
3 место — Архипов Тимур
Спортсмены на сидячих гидроциклах:
1 место – Ворохов Дмитрий
2 место – Комаров Илья
3 место – Мурыгин Владимир
Это интересно.
Первый водный мотоцикл был выпущен в 1968 году, а его серийное производство началось в середине 70-х. Изначальной целью его изобретателей было создание водных лыж, которые смогли бы передвигаться без катера. Но затем, как это часто бывает, аквабайк стал отдельным и не менее популярным видом спорта. В Россию аквабайк пришел в начале 90-х. Сначала это было развлечение для богатых, сегодня оно превратилось в массовый вид спорта и досуга.
Вопреки распространенному мнению, аквабайк — один из самых безопасных видов спорта. В отличие от всех других судов (а это все же судно) движущая сила аквабайка — не винт, а водомет. Это предохраняет от несчастных случаев при падении с машины. Кроме того, специальный жгут соединяет запястье спортсмена с разъемом зажигания, так что при падении аквабайк сразу же останавливается.
Первые российские соревнования прошли в 1998 году. В международных состязаниях наша сборная участвует с 2000 года. Ежегодно в России устраивается около десяти турниров: в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Ярославле, Казани. Количество спортсменов перевалило за сотню. Соревнуются в двух видах (сидячий и стоячий аквабайк) по трем номинациям (кольцевые гонки, слалом и фристайл).
Самый захватывающий вид аквабайкинга — фрирайд. Состоит он в том, что перед байкерами по спокойной воде проезжает катер, который создает им волну. А высокая волна делает возможными акробатические трюки совершенно другого уровня, чем в обычном аквабайке — например, перевороты через себя в воздухе. По красоте и зрелищности фрирайд на аквабайках ассоциируется с балетом.