Как победить в бордеркроссе

Десять секунд. Ты раскачиваешься вперед-назад, держась за поручни стартовых ворот. Девять. Подпрыгиваешь и двигаешь доску туда-сюда, очищая скользяк ото льда и примеряясь к характеру снега. Восемь. Бросаешь взгляд направо, налево. Семь. Делаешь глубокий вдох. Шесть. Нервно прокашливаешься. Пять. Перестаешь думать и превращаешься в слух. Ты услышишь это раньше, чем увидишь. Это сейчас произойдет… Бордеркросс'
Металлический звук. Фиксатор освобождает стартовые ворота. Время замедляется. Ворота падают и пружины согнутых тел распрямляются, стремительно вырываясь из стартовых боксов. Ты весь — как единый мускул в мощном рывке. Адский перегиб на спуске к первому повороту. Пытаешься амортизировать, прыгаешь и надеешься, что лодыжки выдержат плоское приземление. Стараешься держаться подальше от других — иначе несдобровать. После первого виража, где красный треугольник баннера загоняет тебя на насыпь — въезд высоко, выезд низко — гонка почти сделана. Не закончена, конечно, но тем, кто у тебя за спиной, уже очень сложно отыграться. Здесь нет судей. Нет секундомеров. Только трасса впереди — плохая ли, хорошая, но одна для всех — и пятеро райдеров вокруг тебя. Победитель будет внизу первым.

Биография бордеркросса
Победитель будет внизу первым. Эта несколько патетическая, формула как нельзя лучше отражает суть бордеркросса, единственной спортивной дисциплины сноуборда, которая сводит райдеров лицом к лицу. В большинстве случаев, в заезде принимают участие шестеро гонщиков, а трасса представляет собой спуск с набором препятствий, похожих на стандартный набор мотокросса — трамплины, перегибы, контр-уклоны, столы, пирамиды и тому подобные штуки. В сущности, происходящее не так уж сильно отличается от фрирайда наперегонки с друзьями — особенно, если твои друзья — лучшие райдеры в мире.

История бордеркросса восходит к 1991 году, когда лыжник по имени Стив Речтшаффнер в компании с оператором Грегом Стампом создал концепцию этого вида соревнований специально для телевизионного шоу. За прошедшие годы развлечение для телезрителей превратилось в серьезный вид спорта с официальным Чемпионатом мира под эгидой ISF и перспективой стать следующей олимпийской сноубордической дисциплиной.

Первоначально трассы бордеркросса были весьма сложны и буквально провоцировали падения и травмы, под знаком которых проходила большая часть соревнований середины 90-х. «Классические» снубордисты, приверженцы жесткого оборудования, поспешили записать эти гонки в разряд непредсказуемых, рассчитанных на удачу. Но именно бордеркросс стал тем видом соревнований, где могли померяться силами жесткие и мягкие райдеры, новички и профи. Они толпились у стартовых ворот на каждом этапе, как девочки на кастинге, зачастую не проходя даже квалификацию — но все мечтали выйти на старт.

Особой привлекательности соревнованиям добавляло отсутствие сложного судейства и замера времени. Такие гонщики, как чемпион мира по бордеркроссу Шон Палмер доказали, что природные способности можно развить в свой собственный стиль, а не повторять обязательные для всех точные движения за минимальное время, как это было в слаломе — виде сноубордической программы, и без того не слишком любимом массой райдеров за его очевидную близость к горным лыжам.

Бордеркросс значительно оживил интерес к сноубордическим соревнованиям в мире. Мало того, что навыки фрирайдинга есть практически у любого райдера — каждый не прочь испытать свои возможности, соревнуясь с другими. Особенно привлекательна возможность в очной ставке с соперниками выяснить, кто сильнее. И огромное количество зрителей хочет увидеть, как ребята будут стараться.

Бордеркросс'

Формат этих гонок идеален для ТВ. Высокие прыжки, падения, гонщики в шлемах в ряд на линии старта — все это очень легко для понимания, даже для человека, очень далекого от сноуборда. Это мотокросс, формула, и — ого! — скачки вместе взятые. Доступный формат — и вот уже наведены мосты между спортивной субкультурой и стандартным обывательским масс-медиа.

Дальнейшее усложнение трасс и исправление ошибок в их проектировании постепенно снизили влияние фактора везения на трассе. Пионерами организации соревнований высокого профессионального уровня стали трасса Кокени Кросс в Канаде и Мировой бордеркросс-тур Swatch. Именно здесь впервые были введены некоторые принципы построения трассы и правило, запрещающее умышленные контакты. Заезды стали выглядеть спортивнее, хотя элемент везения, как и в любых гонках, остался. Но на финише большинства гонок серии стали все чаще мелькать одни и те же лица — реально сильнейшие райдеры. Так, бордеркроссер с самым высоким в мире рейтингом, француз Филипп Конте, в последнем сезоне финишировал в первой тройке девять раз.

Не заблуждайтесь, прохождение трассы бордеркросса предполагает значительный риск и сегодня. Нередки падения на препятствиях и наледях, вылеты за бруствер на крутых поворотах. К сожалению, невозможно построить трассу, которая удовлетворяла бы и прорайдеров и гонщиков среднего уровня, и мужчин, и женщин — при этом минимизируя риск для всех. Неотъемлемый элемент любой трассы — плоские приземления — всегда будут представлять опасность для райдера. Но участник соревнований всегда может снизить риск при прохождении несовершенной трассы — ценой потери скорости в сбросе.

Куда опасней непредсказуемый «человеческий фактор». Даже на профессиональных этапах «главную опасность представляют новые участники,» говорит Конте. Неопытные, теряющие контроль над доской райдеры часто создают опасные ситуации на трассе. Чтобы минимизировать этот риск, организаторы проводят накануне основных заездов квалификационные, когда на трассу выходит один гонщик, а его возможности определяются отдыхающим во время самой гонки секундометристом. В основных заездах участвуют лучшие. В туре Swatch это 48 мужчин и 24 женщины.

Начиная с квалификации райдерам приходится пройти долгий путь к подиуму и десяти тоннам призовых баксов (пяти у женщин). Гонщики стартуют шестерками, в следующий круг выходят трое, первыми пришедшие на финиш. Победители стартуют семь раз, чтобы попасть в финал, проигравшие упаковывают вещички. Характерно, что в финальных заездах, как правило, стартуют гонщики, показавшие лучшее квалификационное время, о чем свидетельствуют маленькие численные значения их номеров.

Те, для кого прорыв в финальные заезды — привычное дело, умеют экономить силы для решающей схватки. Но, в любом случае, для большинства райдеров подготовка к заездам бордеркросса есть накопление не физической, а моральной энергии — психологическая нагрузка очень высока. А как же тренировки? «Я готов к стартам, буквально прокатившись пару раз во фрирайде,» говорит Шон Палмер. Может быть, это просто бравада? Но то же самое говорят и другие спортсмены. Например, тот же Филипп Конте, по его словам, старается тренироваться «как можно меньше.»

К тому же, до недавнего времени было достаточно трудно найти подходящую трассу для тренировок. Сейчас ситуация меняется. Так, в США, стараниями Палмера и его компании, все зимние курорты, входящие в систему American Skiing, а это Кэньонс, Киллингтон, Маунт Сноу, Стимбот, Шугарлоаф и Санди Ривер, обзавелись в сезоне 99/00 трассами для бордеркросса. Теперь любой желающий может в компании друзей испытать ощущения прорайдеров. С другой стороны, отсутствие специальных трасс совсем не помеха для повышения квалификации — ведь это тот же фрирайдинг.

Так что же нужно для победы? Быстрые рефлексы, крепкие мышцы торса и готовность к любым неожиданностям — будь то растянувшийся поперек дороги новичок или неожиданно резкий выброс безобидного с виду перегиба. Но самое главное для того, кому мало отбить задницу в первом заезде — серьезная, отточенная техника. А она не приходит просто так. Большинство бордеркроссеров мирового уровня занимаются сноубордом в том или ином его виде уже очень долго. У них есть тренеры, спонсоры (а один сезон уровня чемпионата мира обходится участнику примерно в 15-20 тысяч долларов), и, что самое важное, опыт. Но главное, что отличает лидеров — страстная воля к победе. Боец ты по натуре или нет — это придет к тебе в бордеркроссе. Соревнование в крови у человека. Бордеркросс в крови у сноубордиста. Ты уже прошел первый вираж, взгляд сфокусирован на трассе внизу. Точно?

Kurt Hoy для SNOWBOARD Life
Перевод — MangoL
Источник: www.onboard.ru

Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Добавить комментарий